Suikoden I&II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars: Обзор неидеального сборника | Хорошо, но хотелось большего
Играл на Microsoft Xbox Series X | S
Мы уже давно не получали от Konami новых крупных игр, зато свои старые релизы издатель довольно активно переносит на новые платформы. Помимо удачного ремейка Silent Hill 2 компания выпустила немало сборников своих классических проектов, в том числе игр о Черепашках-ниндзя, Metal Gear Solid и Castlevania. Теперь Konami решила вспомнить о JRPG Suikoden — первые две части серии, вышедшие изначально на PlayStation 1, переиздали в высоком разрешении. Сборник получил дурацкое название Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars, и, хотя игры на удивление хорошо сохранились, они всё же заслуживали большего, особенно на фоне проектов вроде недавней Dragon Quest III HD-2D Remake.
Содержание статьи
Нестареющая классика
Серия Suikoden насчитывает пять номерных частей и несколько спин-оффов, и в своё время эта франшиза познакомила многих игроков с жанром JRPG. Создатель Deus Ex Уоррен Спектор (Warren Spector) вообще называл первую часть одной из своих любимых игр, которая вдохновляла его на протяжении всей карьеры, и причин любить её было много. Там не было растянутой истории, в отличие от многих JRPG, где сюжет порой топчется на месте и надо тратить на прохождение по 60 часов. Диалоги короткие, без воды, с отличным юмором и достаточно хорошо раскрывающие персонажей. А сюжет сочетал в себе политические интриги и трогательные личные истории — сейчас этим в JRPG уже никого не удивишь, но есть у здешнего повествования особенный шарм.
Самый интересной особенностью Suikoden остаётся механика найма соратников. Мы играем за сына генерала империи; герой восстал против этой самой империи и возглавил отряд сопротивления, поэтому наша задача — путешествовать по миру и искать потенциальных союзников. Для этого сперва захватываем замок (который охраняет один-единственный дракон), а после этого посещаем каждое поселение и каждое здание в надежде найти там рекрутов. Кто-то может стать бойцом, который будет путешествовать вместе с нами в отряде из шести человек, а кто-то поселится в замке и даже откроет там новые возможности вроде лифта. Всего союзников 108 — по аналогии с китайским романом «Речные заводи», идею которого создатели Suikoden адаптировали под собственный сюжет.

В Suikoden II все составляющие получили развитие — игра была создана за три года и оказалась заметно продолжительнее и масштабнее предшественницы. Сюжет стал менее схематичным, персонажи — более проработанными (в том числе знакомые по первой части), боевая система обросла новыми возможностями, а замок, по-прежнему являющийся нашей штаб-квартирой, стал ещё более оживлённым благодаря мини-играм и театру, где рекруты поют и танцуют. Мы по-прежнему собираем группу из ста с лишним союзников, но процесс их присоединения к команде усложнился, поскольку многие из них требуют выполнить какое-то условие — или иметь в отряде определённых бойцов, или победить кого-то в дуэли, или выполнить квест.
Поиск союзников побуждал посещать каждый уголок карты, а долгие путешествия по миру приводили к многочисленным случайным сражениям, как во многих JRPG. Однако если обычно в играх этого жанра участники драки ходят по очереди, то здесь вы сразу приказываете каждому члену отряда что-то делать (атаковать, защищаться, пить зелье) и после раздачи команд завершаете ход и наблюдаете за происходящим. Благодаря этому бои выглядят более динамично по сравнению с той же Dragon Quest: персонажи быстро атакуют, иногда одновременно нападают сразу на нескольких врагов, а меняющиеся ракурсы камеры делают затянувшиеся схватки веселее.

Чем сильнее ваши рекруты, тем проще справляться с оппонентами, особенно если не забывать покупать им новую броню и улучшать оружие. А чем больше союзников вы собрали в штаб-квартире, тем легче участвовать в сражениях армий — ещё одной «фишке» Suikoden, появившейся ещё в первой части. Там две армии сражаются по принципу игры «Камень, ножницы, бумага» — кто кого побьёт в каждом раунде, и у игрока есть возможность разузнать планы противника, если в армии есть ниндзя или разбойник. Этот элемент в сиквеле тоже прокачали, сделав и эти моменты пошаговыми, добавив курсор и позволив перемещаться по полю боя в поисках наиболее эффективных приёмов, задевающих сразу несколько отрядов.

Всё перечисленное делает обе Suikoden замечательными JRPG, которые и тогда были амбициозными, и сейчас не растеряли своего лоска. Эти игры одновременно кажутся масштабными и компактными, и самые интересные идеи в них реализованы очень хорошо — после знакомства с проектами понимаешь, чем вдохновлялись другие японские разработчики и какие идеи они позаимствовали. Хотя первая часть не станет намного хуже, если играть в неё после сиквела, лучше всё же начать с оригинала — тем более что проходится он примерно за 25 часов, а то и меньше. Но всё же жаль, что ремастеру первой Suikoden не уделили достаточно внимания.
Работы много, но мало
Конечно, от этого сборника было глупо ожидать чего-то вроде HD-2D-ремейков в стиле Square Enix, но всё равно графика вызывает лёгкое разочарование. В первой части многое постарались улучшить: карту мира сделали трёхмерной, портреты персонажей полностью перерисовали, текстуры в разы более чёткие. Однако трудно отделаться от ощущения, что многие локации выглядят мёртвыми и пустыми, а спрайты персонажей на фоне качественных текстур сильно выделяются из-за жирнющих пикселей, из которых слеплены все герои.
Также раздражает сильно ограниченный инвентарь у каждого персонажа, куда ничего толком не помещается. Это можно было бы исправить, сделав более полезным раздел «Вещи отряда», куда в первой Suikoden складываются только важные сюжетные предметы, которые нельзя выкинуть или продать. Но это оставили без изменений — раздел по-прежнему большей частью бесполезен. Чаще всего с ограничениями сталкиваешься во время покупки новой экипировки — если места нет, новый шлем не купишь, потому что его некуда класть. В сиквеле это починили ещё на PS1, добавив кнопку, позволяющую сразу надеть купленную вещь, и сделав общий инвентарь для всего отряда. Почему это не перенесли в первую игру в ремастере — загадка.
Возможно, всё это вызвано стремлением разработчиков оставить игры в первозданном виде и не портить дух оригиналов, но всё же некоторые улучшения они добавить не постеснялись. Например, появилась кнопка бега — на PS1 можно было ускоряться только при наличии соответствующей руны или определённого компаньона в отряде, а здесь везде (кроме карты мира) бег доступен без ограничений. Появился журнал диалогов — собеседники часто проговаривают направление, куда нужно идти дальше, и, если вдруг вы пропустили реплику, её можно быстро перечитать в меню. А ещё теперь есть автосохранение, но, как я понял, оно работает только в тех локациях, где вы можете сохраняться вручную, то есть толку от него нет.

Иными словами, основную работу при создании сборника проделали художники — над первой частью они явно корпели не так усердно, как над второй, но всё же обе игры выглядят на большом экране достойно. В геймплейном же плане изменения очень незначительны, и тем страннее то, что релиз несколько раз переносили — анонс случился ещё в сентябре 2022 года, и около двух с половиной лет было потрачено на создание ремастеров, в которых даже галереи с концепт-артами нет.
Зато уровни сложности добавили — Normal соответствует тому, что было на PS1, а Easy делает противников менее живучими. Между двумя режимами можно свободно переключаться посреди прохождения, а вот если вы выберете Hard, то сменить его уже не получится. На «Среднем» игры несложные, да и гриндить тут нет нужды — и в первой, и во второй частях есть динамическое масштабирование получаемого опыта, с которым персонажи очень быстро прокачиваются, если их уровень не соответствует уровню более сильного врага. Следовательно, и «перекач» невозможен — опыт почти не получаешь, если твой уровень выше нужного. Это не изобретение авторов ремастера — в играх, где собираешь отряд на протяжении всего прохождения, такая механика необходима.

Несмотря на недочёты, Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars — отличная возможность ознакомиться с классическими JRPG, которые хорошо сохранились геймплейно, а теперь ещё и неплохо выглядят на современных устройствах. Хотелось бы увидеть чуть более масштабную работу, особенно в первой игре — тем более что выдумывать ничего не надо, создатели сиквела исправили некоторые проблемы Suikoden I ещё в 1998 году, сделав интерфейс второй части более удобным. Но увы. Хотя бы хуже игры не стали.
Плюсы: две хорошо сохранившиеся JRPG с отличными историями и интересными геймплейными механиками; похвальная попытка осовременить графику для больших экранов, особенно во второй части, где многие сцены теперь выглядят гораздо лучше; появление уровней сложности и кнопки бега.
Минусы: минимальные геймплейные правки — в частности, в первой части кошмарный инвентарь остался без изменений; разочаровывающая графика в первой игре по сравнению с сиквелом.
Скриншоты игры Оценка игры