Первая полоса

Обзор первого сезона сериала «Фоллаут» | Трое в Пустоши, не считая собаки

Новому сериалу от Amazon и Bethesda на игровом сайте вряд ли нужны долгие представления. Дано: первый сезон адаптации серии игр Fallout, состоящий из восьми часовых серий. И хоть сюжет «Фоллаут» не пересказывает события игровой франшизы, он с ними крепко связан и вообще вписан в официальный канон. Что, в свою очередь, уже после релиза вызвало негодование фанатов, обнаруживших несколько противоречий с играми, в частности с  Fallout: New Vegas.

Ещё несколько вводных. Действие сериала происходит в 2296 году, через девять лет после событий  Fallout 4, на которой игровая хронология пока заканчивается. Место событий — руины постапокалиптического Лос-Анджелеса, которые за весь сезон так ни разу и не были названы Могильником. Фанаты снова негодуют, а ведь, судя по килотонне отсылок, телесериал делался в расчёте именно на них. Или всё-таки целью его создателей, Лизы Джой (Lisa Joy) и Джонатана Нолана (Jonathan Nolan), был неподготовленный зритель? Давайте уже разбираться, как там дела на Пустоши от Amazon. И начнём с трёх главных героев, чьим приключениям и посвящён первый сезон.

Содержание статьи

В материале есть спойлеры!

 

The Good, the Bad and the Ugly

С «Хорошим» всё сразу понятно — это героиня Эллы Пёрнелл (Ella Purnell) по имени Люси, образцовый выходец из убежища. Она выбирается на поверхность, чтобы спасти похищенного отца. Здесь сериал, конечно, можно поругать за этот сюжетный ход: дескать, вам что, Тодд Говард (Todd Howard) выдал завязку? Но мне этого делать не хочется. Происходящее гораздо приятнее считать отсылкой, сближающей «Фоллаут» с первоисточником, а для незнакомых с серией игр этот сюжетный ход будет просто спусковым крючком, чтобы выпустить Люси в дивный постапокалиптический мир, который она начнёт познавать вместе со зрителем.

Попав в новые для себя места, выросшая в тепличных условиях девушка продолжает мыслить по-старому, и это рождает массу комичных ситуаций. Большеглазая Люси — наивная и по всем канонам правильная, особенно на контрасте с остальными обитателями Пустоши. И важно отметить, что «правильность» эта сюжетно обоснована. Её речи во имя добра и справедливости без улыбки слушать невозможно. За восемь серий героиня повидала всякое, и её представления о мире изрядно поломались, но при этом она не озлобилась и даже в таких условиях продолжила поступать по совести.

Видимо, один из перков Люси — в любой ситуации сохранять не только чистую совесть, но и чистые волосы.

С Ugly тоже всё, кажется, ясно. Безобразный и уродливый у нас тут Гуль. Об этом не заявляется с самого начала, но главный квест этого героя — выйти на руководство корпорации «Волт-Тек», чтобы узнать, где его семья. И к своей цели Гуль идёт не жалея никого. Охотник за головами — полная противоположность Люси. За две сотни лет скитаний по Пустоши он потерял не только человеческую внешность, но и душу. Через этого персонажа зрителям раскрывается предыстория мира. Гуль родился ещё до Великой войны, и в прошлом его звали Купер Говард — угадайте в чью честь. Он был актёром, рекламировал убежища корпорации, где работала его жена. Купер из 2077-го выглядит мужчиной на редкость порядочным (даром что шпионит за супругой): он сомневается в идеях «Волт-Тек» и души не чает в дочери. Историю превращения из дружелюбного семьянина в Гуля-отморозка, видимо, припасли для второго сезона.

Сложно не провести параллели между Гулем и Человеком в чёрном из «Мира Дикого Запада», тем более что за оба сериала ответственны Джой и Нолан.

Сказать по правде, третьего ключевого для сериала героя откровенно «Плохим» назвать тяжело, особенно если сравнивать его с большинством обитателей Пустоши. Он просто скучный. Максимус вступил в Братство Стали для того, чтобы причинить боль тем, кто его обидел. Став оруженосцем, он позволяет своему рыцарю погибнуть, надевает его доспехи и берёт чужое имя. Как рыцарь, он сперва пытается поступать правильно, но в итоге только попадает в нелепые ситуации. Из хорошего: у него нет желания творить насилие просто так, но вот если ради мести — другое дело. Максимус думает в первую очередь о себе. И если в начале сезона он убеждает всех, что верен Братству Стали и хочет принести ему пользу, то в финале он не отказался бы от комфортной жизни в убежище, когда ему её предложила большеглазая брюнетка. И к чёрту все идеалы и принципы!

Регулярно повторяющиеся кадры из детства Максимуса уже на половине сезона начинают, мягко говоря, надоедать. Но зато опять-таки отсылка.

Старое доброе ультранасилие

Рано или поздно каждый из героев «возьмёт квест» на поиски сбежавшего из Анклава учёного, но будет решать задачу по-своему, тем более, что и пункт назначения у каждого свой. Этот квест тесно переплетёт истории всей троицы и откроет нового напарника — совершенно очаровательную Псину. Четвероногий друг будет переходить от одного хозяина к другому и выживать в самых неприятных ситуациях. А в них герои будут попадать ох как часто.

Каждой своей серией «Фоллаут» старается по максимуму оправдать рейтинг 18+: тут вам и расчленёнка, и внезапные хирургические вмешательства, и употребление сомнительного рода веществ. Смачные сцены побоищ обычно сопровождаются приятной музыкой, позаимствованной прямо из игр франшизы. Стычки, в которых участников если не убивают, то обязательно калечат, — важный элемент чёрного юмора, которым доверху наполнен сериал, и тут он опять же на одной волне с играми, где отстрелить противнику ногу или попасть по глазам было в порядке вещей.

Здесь мог бы быть какой-нибудь кадр с членовредительством, но лучше держите турель, которая не может попасть по учёному и собаке. Будем считать, что это отсылка к штурмовикам из «Звёздных войн».

Нолан — гений?

Помимо историй Люси, Купера и Максимуса повествование периодически будет возвращаться в Убежище 33, из которого и выбралась главная героиня. Тут остался её брат, и он ведёт своё расследование, полное тайн и загадок. Здесь можно почувствовать дух прошлогоднего сериала «Укрытие»: и там и тут действие происходит в бункерах, где люди жили веками.

Все серии «Фоллаут» вышли разом, и я смотрела их запоем, одну за другой, настолько интересно было узнать, что же там будет дальше. С одной стороны, такой способ избавляет зрителя от мучительного ожидания, но, с другой, если бы серии выходили раз в неделю, то сколько ж теорий можно было бы построить!

Впрочем, без этого дела всё равно не обошлось, и виной тому ряд сюжетных ляпов. Взять, к примеру, тот самый прокол с Fallout: New Vegas, с которым за неделю всё-таки разобрались. Если коротко, героиня видит на школьной доске нарисованную мелом историю городка Шейди-Сэндс: основание, создание Новой Калифорнийской Республики и в финале некое «падение Шейди-Сэндс» в 2277-м, проиллюстрированное ядерным взрывом. Но с городом всё было в порядке в 2281-м, когда происходили события Fallout: New Vegas. Поклонники игры от Obsidian Entertainment заволновались, ведь это означало, что история Курьера вычеркнута из канона. Но, как оказалось, они зря переживали: создатели сериала (и Тодд Говард лично) заверили всех, что события игры всё ещё каноничны, а уничтожение Шейди-Сэндс произошло уже после событий New Vegas. Осталось только объяснить, почему было изменено месторасположение города — он был перенесён внутрь руин Лос-Анджелеса.

То, что ядерную бомбу на столицу НКР сбросили позже 2277-го, можно предположить и по тому, что от «падения» к взрыву ещё и стрелочка ведёт.

С хронологией вроде разобрались, но вопросы вызывает и поведение героев. Например, почему Гуль не победил Максимуса во время их первой встречи, если, как показывает нам финал сезона, долгие годы знал слабое место в броне рыцарей Братства Стали? И, как оказалось, тут тоже есть варианты. Скажем, Купер не ожидал встретить такого противника и потому не подготовил хорошие бронебойные патроны. А ещё в сериале неоднократно подчёркивается, что у Максимуса была модифицированная броня, а значит, её так просто не прострелишь.

Вообще, когда вымышленные герои совершают ошибки и ведут себя глупо, это очень сильно бросается в глаза, которые я, как зритель, начинаю сразу закатывать. Но если вдуматься, такое неидеальное поведение персонажей, наоборот, делает их живыми: каждый из нас тоже ошибается, боится или злится и, как следствие, поступает не лучшим образом. В эпизоде, где Максимус не помог своему рыцарю Титусу, поведение последнего меня очень возмутило: вместо того чтобы нормально просить о помощи, тот начал угрожать и огрызаться. Я смотрю и думаю: «Чел, что же творишь, ты в уязвимом положении, Максимус же просто плюнет на тебя, и ты помрёшь тут, в лесу». Так и вышло. Но мне было удобно рассуждать с комфортной позиции зрителя, а если представить себя на месте человека, которого только что чуть не загрыз яо-гай, то кто знает, как бы ты себя повёл. Я сейчас, конечно, не оправдываю все глупые поступки персонажей и их странную мотивацию, а, скорее, предлагаю отнестись к этому с чуть бо́льшим пониманием.

Но вот чего я совсем понять не в силах, так это новой роли «Волт-Тек». В сериале активно намекают, что апокалипсис спровоцировала сама корпорация, продававшая места в убежищах, чтобы потом проводить там эксперименты. Логика богатого руководства и мотивация злодеев-менеджеров, которым было мало их сытой земной жизни, в первом сезоне раскрыта слабо, если не сказать вообще никак. Теперь получается, что мир уничтожила не бессмысленная война, в ходе которой две сверхдержавы погубили друг друга, а просто суперзлодеи. Зачем?.. Неужели их привлекали перспективы жизни в бункерах под руинами уничтоженного мира?

Я вижу, что в сериале очень хотели показать предпосылки того, почему Америка превратилась в радиоактивную пустошь, и для того, чтобы объяснить бункеры с экспериментами, была возведена такая надстройка со злодейской ролью «Волт-Тек». Возможно, это во мне говорит поклонник оригинальных частей, но на изменившийся мир смотреть всё же интереснее, чем на попытки объяснить то, как этот самый мир дошёл до такого состояния.

Кстати, об оригинальных частях: судя по географии перемещений, герои двигаются по Пустоши так резво, будто ты запустил  Fallout 2 на современном компьютере.

А ещё в «Фоллаут», на мой взгляд, злоупотребляют приёмом «Бог из машины» — из любой трудной ситуации всегда найдётся неожиданный выход, а герой будет чудом спасён. Ну и если журить сериал до конца, то как не попинать его за то, что после весёлой пасхалки с поломанным водным чипом о нём больше не вспоминают и не ищут новый?

Пасхалки — это вообще отдельная тема для разговора. Их столько, что даже перечисление всех потребовало бы отдельного материала. Это и на первый взгляд незаметные детали вроде журналов, и оружие, и интерфейс пип-боя, и всякая живность вроде брамина и радтараканов, и Мистер Помощник, и звуки из игры, и места вроде заправочной станции Red Rocket, и поиски отца, и сломанный водный чип, и та самая фраза про неменяющуюся войну… «Фоллаут» — одна большая пасхалка. Причём отсылки есть не только к самим играм, но и к вещам, к которым отсылал оригинал. Например, фильм с Купером в главной роли называется «Человек и его пёс» — оммаж на киноленту 1974 года «Парень и его пёс», которой вдохновлялись при создании первой  Fallout.

Несмотря на тщательную реконструкцию антуража, все отсылки лишь дополняют повествование, и для понимания происходящего не нужно быть знакомым с первоисточником. История зачастую подаётся через окружение, и тут можно только похвалить сериал за отличный дизайн и качественные декорации. Иногда даже чересчур качественные, как, например, интерьер заброшенного дома, где за 200 лет ни одна кружечка из чайного сервиза не пострадала. Хотя, может, это дань уважения к  Fallout 3, где на полках супермаркетов можно найти съедобные довоенные припасы.

Создатели «Фоллаут» явно не хотели сужать свою аудиторию, поэтому на вопрос, для кого же всё-таки снят сериал, мне хочется ответить: для всех. При всех его сюжетных несостыковках и логических огрехах, «Фоллаут» всё равно интересно смотреть. Да, сериал есть за что ругать, но язык не повернётся назвать его очередной неудачной адаптацией видеоигр.

А ещё план был наверняка и в том, чтобы заинтригованный новый зритель захотел приобщиться к серии. И судя по цифрам, задумка сработала: на фоне выхода сериала в топ продаж Steam вернулись  Fallout 4 и  76, а выручка  Fallout Shelter подскочила до $80 тысяч в сутки. Тодд Говард снова продал нам игру.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»