Lost Records: Bloom & Rage: Обзор первого эпизода приключения от авторов Life is Strange | Человек с киноаппаратом
Играла на PC
Хоть студия DON’T NOD больше не занимается серией Life is Strange, она всё равно решила рассказать нам историю про подростков-аутсайдеров. Не обошлось в этот раз и без паранормальщины и разделения на эпизоды. Кажется, разработчики возвращаются к истокам, так что давайте разбираться, насколько хорошо у них это вышло в первой части « Утерянных записей».
Содержание статьи [Скрыть]
Середина 90-х
История — основа основ Lost Records, поэтому о сюжете не так уж просто рассказать без спойлеров. Действие происходит в живописном городке Бархатная Бухта, что находится в штате Мичиган. Там много озёр и просто волшебные леса, поэтому их мы будем видеть гораздо чаще, чем городские пейзажи. Бархатная Бухта — место, где охота на оленей стала для многих смыслом жизни, но главная героиня Суонн, к счастью, предпочитает ружью свою видеокамеру.
В середине лета 1995-го школьница совершенно случайно заводит новых подруг — Отэм, Нору и Кэт. И характеры всех четверых (уж простите мне это миллениальское сравнение) отлично распределяются по факультетам Хогвартса: рассудительной и уравновешенной Отэм подошёл бы Когтевран, глуповатая и мечтательная Нора пошла бы учиться в Пуффендуй, упрямая Кэт хорошо смотрелась бы в Слизерине, а сама Суонн, несмотря на всю свою застенчивость, смелая и верная — идеальные качества для гриффиндорца.

Lost Records, однако, не ограничивается ностальгической атмосферой 1995-го и периодически переносит нас на 27 лет вперед, в постковидный 2022 год. В «настоящем» мы по-прежнему играем за Суонн, которая из Канады возвращается в Бархатную Бухту, получив интригующее сообщение от Отэм — той пришла коробка для участниц Bloom & Rage.
Повзрослевшие героини все эти годы не общались друг с другом и сейчас начали вспоминать прошлое, о котором обещали никогда больше не говорить. Каким-то непостижимым образом им удалось вычеркнуть из памяти события лета 1995-го, но, погружаясь в свои подростковые переживания, они по крупицам достают информацию, заодно неплохо так интригуя игрока. Ты всё время чувствуешь эту недосказанность и задаёшься вопросом: а что же, чёрт возьми, всё-таки случилось?! Понимаешь, что надвигается что-то плохое, раз этой дружбе скоро придёт конец.

Я всегда с собой беру…
Есть ощущение, что у первого эпизода Lost Records довольно-таки медленный темп, игра больше про созерцание, а не про динамику событий. На это работает и основная геймплейная механика — съёмка видео для личных мемуаров Суонн.
У протагонистов повествовательных игр от DON’T NOD всегда есть хобби, позволяющее им по-особому смотреть на мир: у Макс из Life is Strange — фотографирование, Шон в Life is Strange 2 любит рисовать в своём альбоме. Но в обоих случаях игрок задействован минимально: мы не выстраивали композицию кадра и не делали какой-нибудь черновой набросок своими руками. В случае со Суонн её камера — это и наша камера тоже, на неё мы можем переключаться в любой момент, чтобы заснять всё, что душе угодно. Более того, в игре даже реализованы видеоредактор и лёгкий монтаж: можно тасовать отснятые кадры, подставляя более подходящие.

Подруги поощряют увлечение героини, дают ей время походить по новым местам, не жалуясь, что им приходится ждать, пока она не опустит свой объектив. Более того, они и сами не против попозировать на камеру и даже дадут обратный отсчёт, чтобы Суонн точно не пропустила что-то важное. Так, Отэм умеет делать колесо, и во время прогулки по лесу она пару раз подзывала меня снять свои акробатические номера. Так что мы не просто документируем красоты мира, но и, можно сказать, записываем хронику девичьей дружбы.
Общение с Отэм, Норой и Кэт — ещё одна важная геймплейная составляющая. Девушки много болтают, и время от времени Суонн должна выбирать реплики в диалогах. От этого выбора зависят взаимоотношения с каждой из подружек: какие-то ответы могут укрепить связь, а какие-то — ослабить. Порой даже доступна возможность просто промолчать, не прожимая ни одну из фраз, пока время не истечёт. Иногда молчание — это действительно золото.

Квесты и задачи в первом эпизоде Lost Records простенькие — всё-таки игра не про решение головоломок, а про сюжет и выстраивание отношений с подругами. Но я не могу не закатить глаза при виде этих вымученных загадок. Скажем, нужно нам достать высоко висящие ключи на детской ракете — и мы по всей площадке ищем, чем бы их сбить, пока не найдём один заветный кирпич, хотя повсюду разбросан другой подходящий мусор: почему бы не использовать? Ну и куда без любимого квеста серии Life is Strange — как согнать кота с твоих вещей, не трогая его.

Плёнку перемотай
Игра с порога встречает нас стилизацией под VHS — вступительные титры разработчиков сразу даются в формате 4:3. Все эти переходы через кассетную рябь, шакальная съёмка на камеру, но главное — эстетика 90-х. Я бесконечно готова хвалить игру за неё. За упоминания тех самых групп и музыкантов (например, есть мусорный контейнер, на котором написано Kurt 4evr), за игрушки из детства, за то, как в целом выглядит комната Суонн. Это маленький музей прошлого, в котором хочется исследовать каждую деталь. DON’T NOD всё-таки умеет рассказывать о персонажах через их окружение, как это было с комнатами общежития в первой Life is Strange.
Но что меня смутило во всей этой ностальгии, так это анахронизмы. Скажем, я рада увидеть кукольного тролля (они хоть и были придуманы ещё в 60-х, но начали набирать популярность только в 90-х) и книжку со стереограммами (здесь она названа Illusion eye, а не «Волшебный глаз», как мы привыкли), но что делает тамагочи (с переделанным, само собой, названием) в июле 1995-го? Они в Японии-то появились в ноябре 96-го! Также героиня упоминает покемонов, которые опять-таки были выпущены только в следующем году. Сделано ли это специально, чтобы показать, что перед нами просто самые запоминающиеся игрушки из 90-х, или кто-то в студии просто прошляпил даты, — пока что загадка. Но игре и без этого хватает тайн.





Признаюсь, в какой-то момент я начала ждать от «Утерянных записей» крипоты. И игра меня не подвела. Тут нет скримеров или прямо жути — первый эпизод делает неуютно иначе… Всё дело в деталях, которые могут будто случайно попасть в объектив Суонн и тут же исчезнуть, будто ничего и не было. И ты стоишь напряжённый в тёмном лесу и думаешь: а это вообще так и должно быть? Что это такое вообще, бррр…



У героинь Bloom & Rage нет сверхспособностей, но в игре есть мистика в целом, и пока непонятно, насколько интересно она будет раскрыта. Зато тут уже неплохо раскрыты характеры основных персонажей. Да, это обычные девчонки со своими недостатками, но к ним проникаешься симпатией. Они — изгои в своём обществе, поэтому неудивительно, что в игре поднимаются классические для подростковых произведений темы — буллинг, одиночество, поиски себя и зарождение дружбы.
Нам показывают, как героини за 27 лет изменились не только внешне, но и внутренне. Но при этом сама Суонн будто бы всё такая же 16-летняя школьница. Она всё так же цапается с матерью и по-прежнему одинока. Масла в огонь добавляет и то, что мы не видим протагонистку в настоящем — вид от третьего лица включается только в прошлом.
Не очень понравилось мне и то, как разработчики обошлись со второстепенными персонажами. Тут их, мягко говоря, немного. Единственный на всю округу парень ведёт себя как последний мерзавец. До конца эпизода я поражалась тому, как DON’T NOD изображает в своей игре мужчин, но в финале всё внезапно переворачивается с ног на голову и этот герой вместе со своей девушкой начинают вести себя нормально — без каких-либо объяснений. Выглядит это как сценарная недоработка, но, может, второй эпизод прояснит ситуацию.

В визуальном плане игра шикарна. Сочная палитра лета 1995-го оттеняется сдержанным и мрачным вечером 2022-го — эти эпохи вы точно не перепутаете. А какая в Lost Records природа! На ней в первом эпизоде и сделан основной акцент — городских локаций совсем мало. В прошлом наш досуг — это в основном прогулки в лесу, посиделки в комнате Суонн и парочке других колоритных мест, а в настоящем — только бар, в котором встретились бывшие подруги.


У DON’T NOD определённо получилось вернуться к формуле подростковой драмы, да ещё и приправить её ностальгией по девяностым. Второй эпизод выйдет в апреле, и разработчики умышленно ввели такое разделение, чтобы игроки размышляли, выстраивая теории, и не забывали о Lost Records как можно дольше. Первая «кассета» уже ощущается полноценным произведением (её можно сравнить с сезоном сериала), которое можно пройти за 10 часов. Хочется верить, что продолжение не разочарует и вообще не оставит за собой недосказанностей и шероховатостей.
Плюсы: увлекательная история про девичью дружбу на фоне прекрасных пейзажей и ламповых декораций середины 90-х; механика видеосъёмки тесно вплетена в сюжет и при этом добавляет интереса в исследование локаций.
Минусы: сюжет развивается медленно (особенно в настоящем времени); не все персонажи ведут себя естественно; небольшие технические огрехи; финала истории ждать ещё почти два месяца.
Скриншоты игры Смотреть все Оценка игры