Первая полоса

Адекватно до зевоты — XDefiant и проклятие Ubisoft | Как заурядная реализация сгубила любопытную идею

«Компетентный» — такой интересный эпитет. Он часто мелькает в рецензиях на признанные хиты, им характеризуют сотрудников различных сфер, и, если почитать любое из доступных в Интернете определений, создаётся впечатление, будто это вполне достойная похвала. Что, разумеется, абсолютно не так.

Для важных произведений зарезервированы куда более пышные фигуры речи. Да и для описания выдающихся личностей подбирают совсем иные, громкие, слова. А вот когда хочется обнадёживающе хлопнуть по плечу какую-то трудолюбивую серость, когда надо сухо отметить, что грань между «плохо» и «достойно» пройдена едва-едва, — вот тогда-то журналисты и работодатели вспоминают прилагательное на букву К. Раз за разом я убеждаюсь, что хорошее компетентным не назовут — и каждый запуск  XDefiant, игры успешной, в меру популярной, на вид ладно скроенной, живо напоминает мне почему.

 

Содержание статьи

Другой подход

Подобные заявления едва ли станут для кого-то сюрпризом — из всех существующих ныне издательств только одно славится удивительной «адекватностью» подавляющего большинства своих релизов. Если Microids куёт дешёвый треш по лицензиям, а Electronic Arts позволяет внутренним командам делать шедевры уровня  Titanfall 2 и финансирует престижные хиты вроде  It Takes Two, то Ubisoft вполне устраивает каждый год плеваться в целевую аудиторию всё новыми и новыми Assassin’s Creed, Tom Clancy’s [ПАФОСНОЕ ЗАГЛАВИЕ] и тому подобными Just Dance. И лишь богу ведомо, плохо это или хорошо.

Велик соблазн раскритиковать компанию за отсутствие инноваций или смелости, но сложно не признать, что десятилетиями она работает словно отлаженный механизм: новинки выходят вовремя ( за редким исключением), усердно патчатся в случае серьёзных проблем, неспешно собирают кассу, а потом исчезают из поля зрения, освобождая место для своих потомков. Такой пунктуальности (вкупе с умением держать планку качества на уровне «сносно») остаётся только позавидовать — или посочувствовать.

Умение штамповать игры, впрочем, вовсе не значит, что руководство корпорации довольствуется исключительно проверенными формулами. О нет, Ив Гиймо (Yves Guillemot) вечно гонится за трендами — и, само собой, постоянно садится в лужу, если вспомнить его так до конца и не затухший роман с NFT. То фиаско идеально характеризует Гиймо и ко: пока инди-разработчики мыслят идеями, механиками, в штаб-квартире французского гиганта все пристально следят за веяниями моды и тщательно пытаются следовать им, порой слепо, зачастую глупо, но отчаянно, словно от их прыти зависит чья-то жизнь. И если учесть волны увольнений, сотрясающих отрасль вот уже второй год, — возможно, так и есть.

Держа в голове всё вышесказанное, XDefiant сложно воспринимать как произведение, как чьё-то любимое дитя. Напротив, с первого же трейлера, когда геройский шутер ещё носил имя покойного Тома Клэнси (Tom Clancy) и рекламной кампанией напоминал о меме How Do You Do, Fellow Kids?, проект вызывал усмешку своей нарочитостью на грани пошлости. Способности из  Overwatch, перестрелки из Call of Duty, герои из Ghost Recon да Splinter Cell, и всё это в облике «молодёжного» FPS с кричащим визуальным стилем — не видеоигра, а сборник расхожих поп-культурных клише второй половины 2010-х. С другой стороны, чего ещё ждать от создателей Watch Dogs?

Вероятно, после такого, мягко говоря, вырвиглазного анонса кто-то прочил боевику провал уровня какой-нибудь  Battleborn. Однако скептикам и здравому смыслу вопреки долгострой «выстрелил» — после трёх лет тихой разработки он привлёк внимание общественности и даже стал отдушиной для тех, кто устал от  Call of Duty: Warzone с её кроссоверным шапито. Звучит как успех по всем параметрам — кроме творческого.

Здесь в теории должна была начаться рецензия на XDefiant. Но проведя с игрой полтора месяца в обнимку, я осознал, что о ней просто невозможно написать традиционный материал такого плана. Технически солидный и геймплейно компетентный экшен на поверку оказался настолько стерильным, настолько со всех сторон банальным и безопасным, что текст бы неминуемо читался как пресс-релиз. Упрощу задачу и сведу всё к ключевым словам: классы-фракции с уникальными способностями, бои в формате 6 на 6 (4 на 4 в ранговых матчах), боевой пропуск, микротранзакции, странный TTK. Никаких лутбоксов, персонажей и почти всё оружие можно открыть бесплатно благодаря испытаниям, валюту отгружают лениво, принуждая вливать реальные деньги ради костюмов и скинов для автоматов. Сэма Фишера не завезли, «Эшелоном» руководит Анна Гримсдоттир. Типичный условно-бесплатный релиз.

В таком случае о чём же данная статья? Если коротко — об упущенных возможностях. Промахах, из-за которых к 2025 году публика по большей части забудет о самом факте существования этого боевика и вернётся в другие, куда более яркие и заманчивые. Звучит пессимистично, но к иным размышлениям творение Ubisoft San Francisco не располагает — уже сейчас меня терзает подозрение, что сообщество начало потихоньку отворачиваться от некогда перспективной новинки. Ничего удивительного, ведь…

1. У игры нет своего лица

Порой создаётся впечатление, будто разработчики из ААА-сегмента совсем не понимают, как важен для произведения его визуальный стиль. Столько ресурсов нынче вбухивают в морщины, прыщи, складки на костюмах и потёртости на оружии, однако подобные штрихи не играют роли, если у проекта нет уникальной, врезающейся в память эстетики — такой, чтобы его можно было после беглого взгляда выделить из толпы. И у меня плохие новости для создателей XDefiant: если на каком-нибудь квизе даже самых прожжённых геймеров попросят отгадать онлайновый FPS по скриншоту или арту, правильный ответ назовут полтора человека. Если повезёт.

Было. Стало. Всё внимание на XD в логотипе: после смены имиджа смайлик утратил смысл и теперь смотрится как атавизм. Если Грину (поджигателю с дредами) удалось пережить редизайн почти безболезненно, то Мали лишилась практически всех намёков на характер. Обидно, у неё был красивый воротник. Теперь она просто скучная шпионка с пустым взглядом. О былой задумке напоминают лишь подобные окраски для оружия.

В этом печальном факте есть доля иронии, потому что у Tom Clancy’s xDefiant образца 2021-го был визуальный стиль — да, от него автоматически заказывались глаза, но по крайней мере какие-то его элементы (эмодзи в названии, яркие краски, парковая энергетика) хоть как-то застревали в голове. За три года правок из онлайн-экшена словно высосали индивидуальность, превратили его в строгий военный FPS с лёгким налётом научной фантастики. Вероятно, так разработчики решили подмигнуть поклонникам старых Call of Duty — людям, которых воротит от скинов Никки Минаж (Nikki Minaj), — но сложно отделаться от ощущения, что они лишь выстрелили себе в ногу.

Иронично, поскольку вырезать старую дизайнерскую философию под корень команде так и не удалось. В релизной версии все ещё присутствуют кричащие наряды и подчёркнуто цветастые модели пушек, после смерти можно оставлять смайлики-реакции, комментаторы пары фракций ведут себя как шуты гороховые, что контрастирует с невыразительным интерфейсом без изюминки и на редкость безыскусным визуальным рядом. В глубине души XDefiant всё ещё комедия про клоунов-отщепенцев, просто её оформили как политический триллер.

Главное меню первого сезона рисует игру очень мрачной и суровой. Превью анимаций и кастомные скины персонажей развеивают эту иллюзию.

Впрочем, у подобных шутеров на такие случаи обязательно есть туз в рукаве — персонажи. Яркие личности, способные даже в самых тусклых на вид играх перетянуть одеяло на себя и отвлечь от недостатков, для индустрии давно не в новинку — вон, Overwatch до сих пор не вылетает у публики из головы исключительно благодаря обаянию. И здесь у Ubisoft дела откровенно не задались, потому что…

2. Герои XDefiant лишены даже подобия характера

В ростере аж 18 бойцов из шести разных серий (The Division, Ghost Recon, Splinter Cell, Far Cry, Watch Dogs и, начиная с первого сезона, Rainbow Six), однако сказать о них решительно нечего. Их дизайн идеально безыскусен (опять же, следствие тотальной стерилизации визуального ряда); они изъясняются сухими фразами, от которых уши вянут; и, что самое поганое для соревновательного экшена, они почти никак не взаимодействуют друг с другом вербально по ходу заруб. Спецназовцам, революционерам и психопатам будто плевать на окружающий их цирк — ребята открывают рот только для криков о своём состоянии или анонса очередной «ульты».

Различные скины да рамки не спасают положение — наоборот, они все настолько клишированные и смехотворные («А давайте добавим цветов и блестяшек, авось поможет!»), что лишь подчёркивают взаимозаменяемость персонажей. У них нет ничего своего, даже какого-то занятного альтернативного образа, который можно слепить из подручных средств а-ля  Team Fortress 2!

Компенсировать затхлую картонность действующих лиц призваны комментаторы — у каждой из фракций свой «голос в голове», который отдаёт приказы, подбадривает в случае нескольких смертей подряд, восхищается победой и отчитывает в случае поражения. Замысел хороший, и сами наблюдатели вышли в меру яркими: разработчики умело обыграли контраст между начальством разных команд, поэтому деловую интонацию Гримсдоттир из «Эшелона» не спутаешь с хамоватым тоном сумасшедших поджигателей из Бруклина. Но даже с таким подспорьем сложно забыть о том, что на поле брани выясняют отношения скучные чучела, своей невзрачностью вгоняющие в сон.

Можно, конечно, заявить, что это лишь мнение. Однако в таком случае остаётся лишь задаться очевидным вопросом: где фан-арт, мимо которого невозможно пройти после запуска по-настоящему хитовой видеоигры? Почему в социальных сетях никто не обсуждает ростер XDefiant и не выясняет, кто в нём «вайфу» или «химбо», как было во время премьеры Overwatch? А просто народ не в состоянии запомнить даже имена главных героев. Проблемы можно было бы избежать, посади Ubisoft на главные роли настоящих икон — вышеупомянутого Фишера, Эйдена Пирса, Вааса, благо у издательства скопилось огромное количество звёзд. Увы, Ubisoft San Francisco зачем-то предпочла нагородить своих солдатиков. Что обнажило другую проблему…

3. Игра совершенно не удалась как кроссовер

В основе геройского шутера лежит слегка избитая, но всё равно перспективная концепция столкновения миров. Что будет, если на поле боя схлестнутся представители различных сериалов Ubisoft? Изначально, вероятно, проект замышлялся как хулиганский боевик в декорациях вселенной Tom Clancy’s, а потом, уже после дебютного трейлера, он эволюционировал, и в ростер вписали гостей из других серий, в частности из Far Cry да Watch Dogs. Задумка достойна воплощения — и остаётся только гадать, почему, когда дело дошло до реализации, разработчики выложились по минимуму.

Лучшие отсылочки спрятали в игровые автоматы, подальше от любопытных глаз и ушей.

Отсутствие легендарных героев в ростере кроссоверного экшена — это, само собой, серьёзный, практически неоспоримый минус. Однако, даже если закрыть глаза на нехватку знаменитостей, подборка фракций сама по себе вышла слишком однообразной, недостаточно разношёрстной — аж три команды из шести, например, заняли типичные оперативники, у которых и так уже есть свои мультиплеерные тактические боевики. Приятно, что The Division представляют не герои, а злодеи, да и желание добавить в ростер медиков с помощью  Far Cry 6 вполне себе разумно с точки зрения механик (жаль, что и здесь к исполнению есть вопросы), но чёрт возьми, под рукой были киберкоммандо из  Far Cry 3: Blood Dragon, маги из Might & Magic, ковбои из Red Steel и рыцари из  For Honor.

Видать, команда побоялась сравнений с Blizzard и её маскотами — а зря, потому что взамен она ничего путного так и не предложила. В итоге вместо празднования гигантской библиотеки шедевров XDefiant смотрится как неуклюжее промо актуальных на 2020-й год релизов издательства. Справедливости ради — у студии большие планы на следующие сезоны, и, по слухам, через годик-другой в битву впишутся даже Безумные Кролики (пока что отсвечивающие лишь в эмодзи да на экране одной из арен), но вот доживёт ли сервис до их нашествия?

Аналогичные претензии можно предъявить к оружию и даже картам — неплохим в целом, но максимально банальным и в какой-то мере безликим. С первого взгляда узнаётся лишь заснеженный Нью-Йорк из The Division, тогда как всё остальное с ходу и не отличишь от среднестатистической локации из Call of Duty. У авторов под рукой целый ворох интересных сеттингов (из Assassin’s Creed можно набрать столько всего), а дизайнеров хватило на склады, улицы и — в лучшем случае — зоопарк.

Отмечу, что локации — самый удачный элемент XDefiant: они, в отличие от всего остального, сделаны по уму структурно и архитектурно.

Впрочем, ладно. Игра получилась идейно недожатой и беззубой, бывает. Допустим, разработчики потратили все силы на отладку геймплея, ведь не каждый же день выходит приземлённый FPS, сочетающий в себе элементы динамичных экшенов и командных боевиков с суперспособностями. Такое объяснение (или оправдание) приходило в голову и мне, но спешу огорчить…

4. XDefiant хромает и как геройский шутер, и как гибрид Overwatch и Call of Duty

Сама идея объединить два поджанра лежала на поверхности много лет — оба пользуются успехом, оба собирают достойную кассу, оба постоянно мелькают в СМИ. Это настоящая золотая жила, и вечно гоняющаяся за трендами Ubisoft едва ли долго размышляла, прежде чем дать проекту зелёный свет. А стоило: если бы хоть кто-то из начальства поразмыслил над концепцией, он бы осознал — задумка не так безупречна, как кажется.

У каждой группировки есть уникальная пассивная способность, и у некоторых команд они гораздо полезнее, чем у других. Скажем, у хакеров из Watch Dogs бесконечные гранаты и мины (их респауна, правда, необходимо подождать), а оперативники GSK не боятся хедшотов.

Чтобы объяснить промах, необходимо вкратце обрисовать суть.  Overwatch, Team Fortress 2,  Valorant и тому подобные хиты — действа строго командные. По-своему динамичные, с жаркими перестрелками, но с акцентом на особенностях классов и взаимодействии между ними. У каждого участника уникальный арсенал и/или своя роль: медики лечат, танки принимают на себя урон и отвлекают внимание, защитники мастерят постройки и контролируют ключевые точки. Несмотря на потность «каток», перестрелки в них — мероприятия строго тактические, как в MOBA.

Call of Duty же работает иначе: в них тоже можно работать сообща, есть режимы, требующие совместного выполнения задач, однако за пределами киберспортивных турниров матчи, как правило, проходят резко, быстро, жёстко, с индивидуализмом во главе угла. TTK каждого солдата низкое, экипировку можно тонко настроить под себя, на картах царит хаос, все бегают, стреляют, дохнут почём зря. Целевая аудитория любит подобную бесшабашность.

В первом сезоне список режимов игры пополнил «Захват флага». Он скучноват. Другие форматы выяснения отношений гораздо популярнее: сражаться за контрольные точки всяко интереснее, чем играть в салки.

Примирить два очень разных подхода к жанру сложно, и разработчики XDefiant пошли по очевидному пути: взяли безумную скорость шутеров Activision, их бескомпромиссный экшен, и кое-как натянули на него элементы геройских FPS. То есть буквально сложили два и два. Вышло неуклюже.

Например, среди фракций есть отряд медиков (трио революционеров из Far Cry 6), которым нечего делать по специальности: они не успевают никого лечить, и практически все их навыки за вычетом «ульты» неэффективны в зарубах, где люди гибнут с нескольких попаданий из какого-нибудь «калаша». А если прибавить к этому очень длинные кулдауны (не обнуляющиеся после гибели, между прочим), то традиционным бойцам поддержки тут вообще ловить нечего — гораздо удобнее взять персонажей с более агрессивными навыками. Или шпионов, подсвечивающих соперников через стены.

Из-за вкраплений Overwatch новинка не очень хорошо работает и как альтернатива классическим Call of Duty времён оригинальных  Call of Duty: Modern Warfare. Всевозможные гаджеты (щиты, пауки-шокеры, самоуничтожающиеся дроны) вносят в происходящее сумятицу похлеще цепочек убийств — то и дело исход дуэли решается не меткостью или ловкостью, а читерской способностью, «откатившейся» в нужный момент.

Следование заветам кастомизации из Call of Duty порождает чудовищ вроде невидимых снайперов, способных прикончить фактически кого угодно выстрелом в пятку. А ведь в 2007 году кто-то ругался на стрелков из Team Fortress 2, хотя она даже сегодня не страдает от настолько серьёзных проблем.

Короче говоря, с точки зрения механик, баланса и даже самой задумки XDefiant вызывает десятки вопросов — как оказалось, нельзя объединить два совершенно разных по духу FPS и не наступить на грабли с десяток-другой раз. Но опять же, какая разница? Люди заходят в такие условно-бесплатные шутеры просто расслабиться, пооткрывать себе нарядов, пушек, посмотреть на других людей в ярких костюмчиках. Что ж, и здесь не обошлось без маленького «но»…

5. Боевой пропуск и кастомизация откровенно плохи

Ubisoft очень хочет, чтобы геймеры кидались деньгами в её новый хит, — любителям бесплатного сыра здесь дарят подарки исключительно по праздникам. Например, большая часть наград, которые можно открыть даром (не считая экипировки и бойцов) сводится к разного рода бустерам, валюте (которой не хватит на поход по магазинам) и тому подобным мелочам. Шутка ли, в первом сезоне на халяву можно получить ровно один скин одного персонажа — на 90-м уровне Battle Pass. Ещё два полагаются за рейтинговые матчи, несколько раздают через Ubisoft Connect в одной из неприметных вкладок, и парочку можно открыть через Twitch.

Если хотели получить в своё распоряжение автомат, обрез и новую снайперскую винтовку, торопитесь — их зачем-то спрятали не за испытаниями, а среди высших уровней боевого пропуска.

Отсутствие лутбоксов а-ля Overwatch или  Apex Legends тоже неприятно удивляет — строгая последовательность призов лишает процесс кастомизации героев интриги и азарта. Не говоря уже о том, что без случайно вываливающихся из сундуков обликов большая часть сражений превращается в парад близнецов.

Чем же XDefiant хороша? А ничем. Прочесав шутер вдоль и поперёк, отстреляв десятки тысяч патронов и перещёлкав много-много соперников, обнаружить даже нотки чего-то экстраординарного или цепляющего мне так и не удалось. Наоборот — игра со всех сторон нормальная. Нормальный геймплей. Нормальная графика. Нормальная озвучка (хотя приглашать 12-летнего мальчика на роль ниндзя из «Эшелона» было очень странной идеей). Нормальный интерфейс, музыка, оптимизация. Всё сделано так, чтобы не вызвать у потенциальной аудитории отторжения, — из боевика вымарали все намёки на индивидуальность, потому что от моложавого фиолетового окраса у интернет-сообщества нынче изжога и ассоциации с Fortnite.

Разбирая детали, механики, даже задумку по полочкам, сложно не заметить гигантский, но в нынешней форме едва ли реализуемый потенциал. Боевику всего-то требовалась хоть какая-нибудь интересная «фишка» — что-то способное выделить его из толпы. Но её нет. Наверное, стоит пожурить дизайнеров, которые не дерзнули пойти на риск, однако язык не поворачивается их ругать — в подобных историях виноваты, как правило, люди на ступень-другую выше.

Спустя долгие годы производства, месяцы бессонных ночей и человеко-часы переработок Ubisoft удалось выпустить очередную просто компетентную игру. Это заслуживает аплодисментов. И, к сожалению, больше ничего.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»