Мы зря пропустили великую вампирскую сагу — исправляемся | Ремастер как повод - Новости и обзоры мира игр.
Первая полоса

Мы зря пропустили великую вампирскую сагу — исправляемся | Ремастер как повод

Так уж получилось, что на StopGame.ru не было ни видео, ни текстовых обзоров или статей (ну, кроме прохождений) о культовой серии экшен-адвенчур Legacy of Kain. Во многом это произошло по техническим причинам — последняя часть,  Legacy of Kain: Defiance, вышла в 2003-м, за два года до того, как на нашем сайте вышел первый обзор. Да и я в своё время так толком и не прошёл ни одну часть этой саги, хотя и начинал. Что ж, релиз  Legacy of Kain: Soul Reaver 1 & 2 Remastered — отличный повод восполнить эти досадные пробелы.

 

Содержание статьи

Краткая историческая справка

Подозреваю, даже те, кто не играл ни в одну Legacy of Kain, что-то слышали об олдскульных экшенах про противостояние двух вампиров — Каина и Разиэля, которые на самом деле больше противостояли неумолимому року судьбы. Идея первой игры принадлежит основателю студии Silicon Knights, гейм-дизайнеру Денису Дьяку (Denis Dyack). Концепт под названием The Pillars of Nosgoth он отправил в Crystal Dynamics в 1993-м, а спустя три года проект воплотился в  Blood Omen: Legacy of Kain.

Игру отлично приняли, и уже в следующем году началась разработка сиквела,  Legacy of Kain: Soul Reaver, который в итоге вышел в 1999 году. С 2001-го по 2003-й годы друг за другом появились  Soul Reaver 2,  Blood Omen 2 и Defiance, в которой играбельными героями в первый и последний раз стали и Каин, и Разиэль.

Про Defiance здесь будет мало, поэтому вот вам скриншот оттуда.

Defiance вроде бы завершила их историю, но авторы не раз пытались делать продолжения — народ требовал. Однако по разным причинам серия улеглась в криокамеру. Максимум в 2015-м был запущен открытый бета-тест условно-бесплатного экшена  Nosgoth (он вырос из отменённой Legacy of Kain: Dead Sun), но уже через год серверы закрыли. И вот на 25-летний юбилей Soul Reaver мы получили ремастер обеих частей.

Тяга к судам, интригам и экспериментам

Чем же серия Legacy of Kain так примечательна? Тут сразу несколько ключевых моментов. Первый касается внутренней кухни. Разработка некоторых частей сопровождалась скандалами и странными управленческими решениями. Во время производства оригинальной Soul Reaver произошёл раскол между Silicon Knights и Crystal Dynamics — над Blood Omen работали обе, и дело дошло до судебного разбирательства, которое Денис Дьяк (напомню, автор изначальной концепции лора) и его Silicon Knights проиграли. Права на товарный знак и серию Legacy of Kain остались в руках Crystal Dynamics.

Вот кто придумал основы лора Носгота. Кстати, Денис Дьяк и его Silicon Knights, разработавшая ещё  Too Human и  X-Men: Destiny, в своё время так же неудачно судились с Epic Games и Федеральным агентством экономического развития Онтарио.

Отсудив права, боссы Crystal Dynamics распоряжались ими не всегда лучшим образом. Так, во время разработки Soul Reaver они собрали ещё одну команду, которая, как партизаны, начала параллельно создавать Blood Omen 2: Legacy of Kain. И продолжила это делать во время разработки Soul Reaver 2.

В итоге сценаристам последней пришлось перекраивать что-то и подстраивать временные линии и события в сюжете, чтобы хоть как-то связать их с событиями в Blood Omen 2: Legacy of Kain. А та, созданная в таких условиях, заслужила от фанатов титул худшей в серии.

Blood Omen 2.

Несмотря ни на что, Blood Omen 2 хорошо продавалась — авторы, пусть и с оговорками, но сохранили принципы серии, которая всегда представляла собой интересное, более или менее разнообразное сочетание повествования, экшена, платформинга и головоломок. Где-то, как в первой Soul Reaver, пазлы местами казались чрезмерно сложными и запарными. Где-то, как в Blood Omen 2, загадки заметно упростили.

Менялся и подход к сражениям — например, в Soul Reaver 2 боссов нет вообще, а в той же Blood Omen 2 именно драки с боссами были одной из лучших частей игры. В Defiance битвы стали ещё сложнее. Но практически во всех играх присутствовали интересные фишки, связанные с боями и с тем фактом, что героями выступают вампиры. В Blood Omen: Legacy of Kain можно пить кровь врагов, превращаться в волка, облако тумана или летучую мышь, а под дождём Каин слабеет и теряет здоровье, потому что вампиры не переносят воду.

Blood Omen. Blood Omen. Blood Omen.

В Soul Reaver можно поднимать и бросать врагов в огонь и воду. В Blood Omen 2 Каин использует телекинез и пирокинез, сливается с тенями и может контролировать разум. А ключевую роль во всех играх играет проклятый клинок Похититель Душ, который сначала высасывал кровь, а потом научился вытягивать и души врагов.

Ну и в целом авторы всегда были не прочь экспериментировать. Первая игра была двухмерной и изометрической, а Soul Reaver превратилась в приключение с видом от третьего лица с элементами метроидвании, где игрок может на ходу менять окружение, перемещаясь между физическим и духовным измерениями. В следующей игре элементы метроидвании исчезли. Да и в принципе во всех выпусках Legacy of Kain всегда что-то менялось и корректировалось.

 

Труп Nosgoth, кстати, ещё пытаются оживлять — игра существует в виде фанатских модов на пиратские сервера.

Горечь ужасающей иллюзии — надежды

Но главное всегда оставалось неизменным — ведущая роль сюжета. Изначально в своём концепт-документе Денис Дьяк писал, что хочет создать «игру, в которой нет универсального оружия или непробиваемой брони, в которой приходилось бы использовать не только свои рефлексы, но и голову; игру, в которую захотела бы сыграть взрослая аудитория». Поэтому сюжет тут серьёзный, почти философский. Ответственна за него Эми Хенниг (Amy Hennig), которая потом написала первые три части Uncharted.

Эми Хенниг рассказала, что изначально её команда разработала проект под названием Shifter, где была концепция перемещения между духовным и физическим мирами. А потом уже их попросили встроить эту концепцию в продолжение Blood Omen.

Действие игр происходит в мрачном готическом мире Носгота, где есть люди, боги, древние крылатые вампиры и их давние враги из расы хильденов. Последних в итоге изгнали в демоническое измерение и запечатали с помощью исполинских Колонн Носгота, которые также поддерживают порядок в мире. В первой игре серии мы играем за Каина, молодого дворянина, которого после трагической смерти от рук разбойников, воскрешают в качестве вампира и дают ему возможность отомстить.

Но далеко не всё так просто — Каин оказывается втянут в интриги хранителей Колонн, которые были призваны сохранять их в целости. Но в итоге многие из них сами стали порочными или обезумели, забыв о своих обязанностях. В итоге он путешествует во времени, убивает большинство хранителей. А в финале отказывается принести себя в жертву ради мира на земле Носгота и позволяет колоннам обрушиться, чтобы стать властелином этого обречённого мира.

В последующих играх рассказывается о противостоянии Каина и вампира Разиэля, который многие века служил Каину, превзошёл его в эволюции, отрастив крылья, и был за это сброшен повелителем в озеро Мёртвых. Но Разиэль всё-таки выжил и решил отомстить бывшему боссу. Впрочем, это только то, что лежит на поверхности.

На самом деле сюжет куда глубже и сложнее. Герои то и дело перемещаются между прошлым и настоящим и создают временные парадоксы. В какой-то момент Разиэль даже сражается сам с собой в прошлом, когда он ещё был человеком. Сюжет поднимает темы богоборчества, фатализма и противоречия между желанием обрести свободу воли, изменить судьбу и пониманием, что это невозможно, что за всем стоят невидимые кукловоды, а надежда «была, но осталась напрасной».

Красиво, но не везде

Legacy of Kain Soul Reaver начинается как раз со сцены казни Разиэля, когда по приказу Каина его сбрасывают в озеро Мёртвых, фактически в бездну. Я не запускал оригинал 25 лет назад, но предполагаю, что смотрелось это отлично — для того времени графика и постановка прекрасны.

Но и сейчас, в ремастере, я испытал как минимум удивление — благодаря улучшенным текстурам и моделям игра в таких сценах выглядит не то чтобы суперсовременно, но очень достойно. Особенно удались модели персонажей. Благодаря возможности одним нажатием переключаться между улучшенной и оригинальной картинкой это особенно бросается в глаза.

Оригинал из Soul Reaver 2. Ремастер. Оригинал. Ремастер. Оригинал. Ремастер.

Но не всё так радужно. В некоторых локациях новые текстуры мало отличаются от оригинальных (сохранились даже графические глюки). Нередко освещение в ремастере становится темнее, и это выглядит нехорошо.

Оригинал Ремастер Оригинал Ремастер Оригинал. Ремастер.

Однозначно хорошо, что все кат-сцены и диалоги озвучены в том числе на русском — за это всем причастным отдельное спасибо. Но и тут есть оговорка — одной из сильнейших сторон оригинальных игр были музыка и озвучка, поэтому, наверное, лучше всё-таки играть с английским голосами.

В любом случае с аудиовизуальной точки зрения ремастер оставляет положительные впечатления. Играется он приятно и более-менее современно. А уж сюжет и вовсе захватывает со старта. Мне смотреть кат-сцены и слушать прекрасно озвученные диалоги было даже интереснее, чем собственно играть.

Похититель Душ подозрительно напоминает проклятый волшебный меч Буревестник из романов Майкла Муркока (Michael Moorcock).

Старое недоброе экшен-приключение

Впрочем, и геймплейная концепция первой Soul Reaver вполне актуальна. Сражения тут сочетаются с загадками, основанными на мгновенном переходе из материального мира в духовное измерение, а также с прыжками и довольно широкими возможностями по усилению Разиэля.

Нет, он не прокачивается в прямом смысле, но периодически обретает новые способности — после убийства сюжетных боссов получает, например, возможность плавать и ползать по стенам, а после нахождения важного артефакта начинает использовать телекинез.

Артефакты, телекинез… Главное — вилы и копья!

Кроме того, мы учимся использовать заклинания и добавляем новые свойства Похитителю Душ — если засунуть его в священный огонь, то он начнёт поджигать врагов.

Сражения в Soul Reaver интересные. Тут можно подбирать оружие врагов и снимать копья или факелы со стен, насаживать противников на шипы, выносить их на солнечный свет и добивать Похитителем Душ — только так получится убить вампиров. Причём нужно это сделать, пока потерявшие сознание упыри не пришли в себя.